Модный оригинал или подделка? Контрафактная продукция, опасность покупки

Уточним терминологию: контрафактная продукция — это товары (реже — услуги), которые изготовлены (или предоставлены) и реализуются на рынке без лицензии от фактического правообладателя.



По самым оптимистичным оценкам не менее 30-40% товаров на российском рынке изготовлены с нарушением авторских прав и патентного законодательства. Данные Минэкономразвития еще более неутешительны: половину рынка занимает контрафактная продукция.

Почему магазинные полки переполнены сомнительными товарами? Почему жесткие законодательные меры не помогают в борьбе с недобросовестными производителями?

Основной признак контрафакта —недостоверная информация о месте происхождения, а также незаконное использование фирменных логотипов или брендовых знаков.

Фальсификат и контрафактные товары: разбираемся в отличиях

Контрафакт перехватывают на границе.
Контрафакт перехватывают на границе.

Для рядового покупателя разница между фальсификатом и контрафактом несущественна: и то, и другое воспринимается отрицательно, оценивается негативно. Но по закону это две разные юридические категории:

  1. Фальсификат опаснее для покупателя. Его потребительские свойства и состав не соответствуют данным, указанным на этикетке. Фальсифицированные продукты могут содержать вредные добавки или дешевое сырье, вызывающее аллергию.
  2. Контрафакт нарушает авторские права. Недобросовестный производитель крадет наработанную репутацию, пытается выдать рядовой товар за фирменный. Часто нелегальный товар по качеству ненамного уступает оригинальному и вреда для потребителя не несет.

Борьба с контрафактной продукцией: что говорит закон?

С продажами нелегального товара пытаются справиться всеми возможными способами:

  1. Ответственность за реализацию контрафактной продукции несет тот, кто незаконно использует чужую интеллектуальную собственность. По 147 статье УК РФ нарушителя ждет крупный штраф (до 200 тысяч рублей) или обязательные работы. В случае нанесения серьезного ущерба правообладателю возможно уголовное наказание (сроком до 2 лет). Махинации с чужими товарными знаками или незаконное использование авторских разработок в особо крупных размерах приведет к более строгим санкциям: штрафу до 500 000 рублей и лишению свободы сроком до 5 лет.
  2. По закону контрафактная продукция изымается и уничтожается за счет виновника. Пострадавший получает компенсацию вреда. В крайних случаях нарушения приводят к прекращению деятельности гражданина как частного предпринимателя, а юридическое лицо ликвидируется.
  3. Открытый ввоз и реализация контрафактной продукции на территорию РФ запрещены. Другими словами, предприниматель еще на этапе пересечения границы рискует расстаться с контрафактом и потерять вложенные деньги.

Модный оригинал или подделка?
Подделки известных фирм

Важно! В России вся ответственность за контрафакт лежит на продавце. В Великобритании наказание предусмотрено и для покупателя: на границе у него конфискуют нелегальный товар и взыщут крупный штраф.

Почему контрафакт широко представлен на рынке?

Но даже такие суровые меры не останавливают непорядочных бизнесменов. Этому есть множество объяснений.

нелегальный товар
Смена логотипа Nike

Самое простое — лицензированный товар намного дороже контрафакта. Прибыль от сомнительных торговых операций очевидна, поэтому риск с точки зрения продавца оправдан. Но не только этим можно объяснить засилье дешевых духов от Dior или кроссовок якобы от Nike по подозрительно низкой цене в российских магазинах:

  1. Российский потребитель в основной массе (до 86%, по данным социологических опросов) готов покупать продукцию, которая очевидно была произведена с нарушением авторских прав. От такого жирного куска рынка предприниматели не откажутся даже под страхом уголовного наказания.
  2. Брендовые товары рассчитаны на люксового покупателя, а доходы россиян вряд ли позволят им совершать дорогостоящие покупки. Поэтому предлагать лицензионную продукцию опять-таки невыгодно для бизнеса.
  3. Для правообладателей иногда разумнее закрыть глаза на «интеллектуальное» воровство, чем затевать долгие судебные разбирательства. Экспертизы и судебные издержки оплачивает истец, а возможное возмещение вреда не всегда покроет убытки.
  4. Крупные игроки рынка договариваются с проверяющими организациями «втемную», как это ни печально. Поэтому суровые наказания, предусмотренные за продажи контрафактной продукции, не часто применяются на практике.

Виды контрафактной продукции

Производитель может копировать изделие полностью или частично, пользуясь чужими авторскими наработками:

  1. Самый простой (для правоохранительных органов) вариант: предприниматель выпускает точную копию товара. Полностью сохраняются внешние характеристики, логотип или знак торговой марки воспроизводится с точностью до буквы.
  2. Сложнее наказать производителя, если он видоизменяет название бренда на 1-2 буквы. Отсюда Nake вместо Nike и Abibas вместо Adidas. Такие подделки могут ввести в заблуждение совсем уж неискушенного покупателя, да и у производителя нет цели выдать третьесортный товар за фирменный.
    Фирменные логотипы наносят и на совершенно бросовый товар наподобие самых дешевых шапочек или перчаток, которые по определению не имеют отношения к истинному правообладателю.
  3. Отдельный вид нарушения закона об авторских правах — незаконное распространение интеллектуальной собственности или пиратство. Сюда относится тиражирование литературных произведений, компьютерного софта и музыки без разрешения официального правообладателя.

Чем опасна контрафактная продукция

Вред от фальсифицированных товаров очевиден: производитель намеренно вводит покупателя в заблуждение и выбрасывает на рынок опасные для здоровья изделия. Чаще всего это алкогольная продукция, табачные изделия, лекарства и продукты питания, которые угрожают здоровью.

опасная контрафактная продукция


С контрафактом сложнее. На первый взгляд покупка смартфона якобы от Apple не приведет к плачевным последствиям, а сэкономить поможет. На деле любитель контрафакта столкнется с неприятными последствиями выбора в пользу нелегального товара:

  1. Фактически потребитель не получит полного функционала, который гарантирует законный правообладатель. Например, технические характеристики компьютерной техники у законного правообладателя и незаконного никогда не совпадут.
  2. Подделать можно внешний вид, название бренда. Но скопировать передовые производственные разработки невозможно: они тщательно охраняются, да и сильно удорожают процесс выпуска изделий.
  3. Для многих клиентов сомнительных сайтов важен товарный знак, а не технические характеристики изделия. Поэтому некоторые переплачивают за модный бренд, даже если уверены, что покупают 100%-ную подделку. Так они надеются произвести впечатление на окружающих: фирменные вещи придают солидности и говорят о высоком достатке.
  4. Чрезмерная любовь к люксовым вещам может сыграть с человеком злую шутку. В определенных кругах настоящий бренд могут отличить от подделки на глаз за пару минут, и обладатель китайской реплики прослывет тщеславным модником со скудным бюджетом.

Где производят контрафакт и как он попадает на прилавки

Китай и другие азиатские страны традиционно лидируют в производстве контрафакта. Государственный контроль за нелегальными товарами там осуществляется чисто номинально. Поэтому большая часть нелицензионной продукции приходит на российский рынок от азиатских соседей.

Борьба с контрафактной продукцией
Склад контрафактной продукции

Кроме того, многие предприниматели открывают нелегальное производство на территории РФ, что облегчает продажу контрафактной продукции и исключает контакт с таможней. Так что «фирменные» адидасовские кроссовки могут даже не покидать границы России: их и произведут, и реализуют на родных просторах.

Важно! Немалую долю поддельной продукции реализуют через китайские интернет-площадки (например, оптовый сайт Алибаба и розничный — Алиэкспресс). До введения ограничений на сумму и вес покупки для розничного покупателя заказ китайских товаров не представлял затруднений.

Как защититься от подделки

Правила безопасных покупок всем хорошо известны:

  1. Фирменная вещь имеет определенную цену и не может продаваться в 2-3 раза дешевле, чем у официального правообладателя. Кроме того, некоторые производители люксовых товаров прикладывают к покупке сертификат с уникальным номером, что также обезопасит покупателя.
  2. Внешний вид брендового изделия не вызывает нареканий. Если речь идет об одежде или обуви, то все швы будут качественно обработаны, компьютерная техника надежно собрана, комплектация совпадет с заявленной производителем.
  3. В маленьких торговых точках или на неизвестных интернет-сайтах вам наверняка предложат подделку: это основные способы продажи нелегального товара. Не обманывайте себя в попытке сэкономить.

Важно! Некоторые производители контрафакта создают фейковые интернет-площадки, адрес которых отличается на букву или две от официального. Поэтому внимательно отнеситесь к покупкам через интернет.

Эти советы будут полезны тому, кто хочет приобрести подлинную продукцию бренда, а не ищет местечко, где предложат тот же Samsung, но подешевле. Поэтому иногда полезнее отказаться от погони за модными новинками и совершать осмысленные покупки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *